Дерево ценят по плодам,
А человека по делам.
(пословица)
Воспитательная система класса
Ведущий замысел воспитательной системы состоит в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству, т.к. я веду классы комплекты.
Главным целевым ориентиром системы является содействие формированию у детей нравственной направленности, формированию толерантных отношений в коллективе. Достижение данной цели будет возможно, если будут решены следующие задачи:
- способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения;
- развивать навыки сапопознания, самоорганизации, самоконтроля;
- продолжать развивать навыки коммуникативной культуры.
Достижение целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение, посредством таких ценностей, как:
- человек и его окружение;
- коллектив;
- добро;
- труд;
- сотрудничество (взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей, учителей).
Приоритетным видом деятельности 4 года обучения и воспитания было выбрано познание мира и себя через общение, и деятельность, стремление к самосовершенствованию.
Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы.
В 1 классе учитель начинает изучать каждого ребенка, его семью. Главная задача на данный период – помочь детям безболезненно адаптироваться в новой для них среде – школе. Начинают закладываться азы коллектива и самоуправления в классном сообществе. Поэтому первый год обучения проходит под девизом «Знакомьтесь, это Я!».
Во 2 классе продолжается знакомство детей друг с другом, устанавливаются дружеские взаимоотношения. Дети узнают об увлечениях, хобби одноклассников, ведут анкеты для друзей. Девизом данного года является «Давайте понимать друг друга с полуслова».
В 3 классе приоритетным направлением работы являлось укрепление дружбы и товарищеских отношений среди одноклассников, совместные дела и внеклассные мероприятия, способствовали сплочению детского коллектива. Девиз этого года «Нас мало, но мы вместе».
К 4 классу дети ведущим видом деятельности является познавательно – коммуникативная деятельность, «Мы все такие разные» В этом возрасте, по утверждению психологов, ребенок становится интересен себе сам: какой я по сравнению с другими? В чем я могу себя проявить?
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья — два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.
До школы я ближе знакомлюсь с родителями будущих первоклассников, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы. На своем опыте убедилась, что не следует запугивать родителей разговорами о сложностях, о большой учебной и трудовой нагрузке первоклассников.
Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, и многодетным, так как и в тех и в других семьях встречаются трудности в воспитании детей. Присматриваюсь и к молодым семьям, где подчас родителями являются мои бывшие ученики.
Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.