Программа внеурочной деятельности «Край Владимирский» предназначена для углубления краеведческих знаний в целях подготовки к ВПР по окружающему миру.
Данная программа включает в себя следующие разделы, которые освещают всю тематику задания № 10 из ВПР по окружающему миру:
- «Животные и растения Владимирской области»;
- «Водоемы и горы Владимирской области»;
- «Города и люди Владимирской области»;
- «Музеи и памятники истории и культуры Владимирской области».
Программа «Край Владимирский» предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и способствует развитию потребностей о действенной заботе будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведческие знания дают представления о месте родного края в регионе, России.
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родной природе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Покрова, о богатстве растительного и животного мира окружающих лесов.
Темы внеурочных занятий второго года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
В 3 классе дети должны научиться составлять краткие сообщения по темам занятий, получить дальнейшее развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений, продолжить формирование научного мировоззрения. Вся работа строится по территориальному принципу Владимирской области.
В 4 классе акцентируется внимание на размещение области в подзоне подтайги, дальнейшее знакомство с районами, музеями и культурно-историческими достопримечательностями Владимирской области. В работе используется метод проектов, активное участие детей. Вся работа строится по территориальному принципу Владимирской области.
Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности 1, 2 и 3 уровней результативности.
Результаты первого уровня (1 класс) – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
У младших школьников формируются обществоведческие (социальные) представления. Ученики взаимодействуют с объектами неживой и живой природы малой родины, историческими событиями, памятниками архитектуры и культуры. Дети осознают ценности этого взаимодействия, принятие природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; понимать важность традиций своих предков. В лексикон учащихся входят слова поколение, потомки, предки. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (2 и 3 классы) – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
У школьников формируется позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности. Это осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Дети узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города и района. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны.
Результатом третьего уровня (4 класс) – приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой родине, истории и культуре, населяющим её народам.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности, формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде).
Система оценки результативности внеурочной деятельности по данной программе краеведческого направления является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1 класс):
- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» ученика входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);
- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами.
2 уровень (2-3 классы):
- оценку достижений обучающихся (портфолио);
- создание и защиту собственных проектов;
- создание и защиту презентаций-представлений по изученной теме.
3 уровень (4 класс):
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото- и видеоматериалов в школьный музей;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защиту собственного проекта;
- создание презентаций-представлений по изученной теме;
- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Таким образом, в результате систематической, разнообразной и правильно организованной работы учащиеся к апрелю 4 года обучения получают все необходимые знания для написания ответа на задание №10 ВПР по окружающему миру.