Обоснование применения в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.
Цели диагностики:
- оптимизировать процесс индивидуального обучения;
- определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования;
- свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.
В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:
- аналитическую – выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;
- диагностическую — способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
- оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
- коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
- ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
- информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учётом следующих принципов изучения учащихся в деятельности, в динамике, а также комплексного изучения учеников.
К основным методам проведения педагогической диагностики, применяемым мною, относятся:
Контрольная работа — объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого отдельно взятого ученика.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ отводится весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти;
- в конце полугодия.
Самостоятельная работа — проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Самостоятельные работы учащихся планомерно и систематически включаются в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Возможно общение в паре на уроках подобного контроля.
Устный опрос — требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые развивают не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что работа с тестами:
- относительно краткосрочна, т.е. не требует больших затрат времени;
- тесты однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;
- правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;
- относительно кратки, требуют сжатых ответов;
- информационны, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;
- удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;
- стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
При подготовке материалов для тестового контроля придерживаюсь определенных правил:
- Не включаю ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
- Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
- Правильные ответы располагаю среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
- Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
- Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.
- Вопросы не должны содержать «ловушек».
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Но не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) являются не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
По ФГОС вводится диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Привычную форму письменной контрольной работы дополняю такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Наряду с официальным классным журналом главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика теперь становится портфель достижений (портфолио).
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, свожу все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания | Объект оценивания | |
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты | личностные результаты | |
Форма | Персонифицированная количественная оценка | Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка |
Средства фиксации результатов оценки | Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля | Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога). Характеристики обучающихся |
Способ (поэтапность процедуры) | Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера | Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера |
Условия эффективности системы оценивания | Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога |
Стартовая диагностика содержит примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики на каждом году обучения.
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Опираясь на требования к предметным и метапредметным результатам, разработан инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале используемых УМК (учебников, тетрадей на печатной основе).
Итоговое оценивание строится на следующих принципах:
- раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется показателем достижения планируемых результатов «»учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни –показателем достижения планируемых результатов «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых (сверстников)»;
- оценивание методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
- накопительной оценки;
- открытости и реалистичности норм и критериев;
- признания права ребенка на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права ребенка на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.
Система отслеживания универсальных учебных действий в рамках ФГОС
Методическая помощь в диагностике УУД обучающихся начальных классов.