Обоснование выбора образовательной программы и УМК
Сейчас каждому учителю предоставляется выбор образовательных программ. В одном классе могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы, ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом.
После тщательного изучения образовательных систем и программ, я остановила свой выбор на УМК «Школа России». Традиционная программа для начальных классов действует уже не один десяток лет. Сначала она была единственной, а теперь одна из многих. Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он охватывает все образовательные области, в том числе инновационные включает учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге: в нем сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.
Я работаю по учебникам УМК «Школа России» второй год.
Комплект учебников УМК «Школа России» — результат работы большого авторского коллектива под руководством А. Плешакова в сотрудничестве с издательством «Просвещение». Разработчики проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.
«Школа России» создается в России и для России. Учебный комплект отражает существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива. Считаю, что предлагаемая модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его. Главную идею комплекта можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Авторы строят комплект на фундаменте, который очень надежен. Таким фундаментом являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом.
Опираясь на традиции отечественной школы, авторы осознают их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Традиция – это живая неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Истинно современное оказывается таковым, когда произрастает из прошлого.
Особенность комплекта – его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.
1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. И сегодня учебники ориентированы на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования. Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.
2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Граждански-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. Различные аспекты знаний составляют значительную часть содержания учебников. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия. Средствами учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным традициям, к государственным символам Российской Федерации, знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином общества в России.
3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников. Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. Этот процесс имеет впечатляющие и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане – одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.
Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества. Исключительно важное значение в условиях глобализации и «стирания» государственных границ приобретает владение иностранными языками, благодаря которому чрезвычайно расширяются возможности общения и межкультурной коммуникации. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включен учебник для начальных классов по английскому и немецкому языкам.
4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников. Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества. Современная реальность привела к выработке новой цивилизационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у детей нового мировоззрения. Его называют по-разному – экологическим, биосферным, космическим. Но, независимо от названия, оно должно строиться на новой системе ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы место фундаментального базиса.
Одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку экоадекватных норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.
Особенности учебного комплекта «Школа России»
Более подробно остановимся на учебниках УМК «Школа России».
Учебники курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков). Эта программа имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом эмоциональной отзывчивости, любознательности, способности овладеть теоретическими знаниями. Продолжается развитие и в основной школе. Мы считаем, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
Много достоинств у учебника «Математика» (автор М.И. Моро), цели и задачи которого направлены на развитие образного и логического мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, освоение основ математических знаний, воспитание интереса к математике.
Школьники получают представление о натуральном числе и нуле, учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находят неизвестный компонент, получают представление о величинах, геометрических фигурах, учатся решать задачи. Курс предусматривает последовательное расширение, происходит постепенное нарастание трудности учебного материала, т.е. в нем созданы хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Решение задач – это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи, укрепления связи обучения с жизнью. При этом, важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Данный курс создает прочную основу и для дальнейшего обучения этому предмету.
Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) занимает центральное место среди учебных предметов УМК «Школа России», он развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, кругозор; обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебниках сохраняются тематико-жанровые разделы, а каждый следующий год вносит новые стороны в подход к текстам.
Учебник «Русский язык» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.) помогает учащимся осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике, развивать речь, мышление, овладевать умениями правильно писать, формировать целостное представление о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, интонационном и лексическом богатстве.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Рассмотренные характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.
Для достижения целей развития личности необходимо строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.
Обучение по комплекту «Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Авторы комплекта постарались придать учебно-методическому комплекту такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность (каждый из его компонентов допускает дальнейшее совершенствование, вплоть до замены наиболее продуктивным). Эти качества должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы, для того чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Задачи данной программы:
- всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.
Ведущие принципы:
- принцип деятельности;
- принцип комфортности;
- принцип непрерывности.
Взяв за основу программу «Школа России» и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:
- Развивать интеллектуальную, творческую личность.
- Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Приведу несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.
Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний.
Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса «Литературное чтение» — подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия по сказкам.
Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:
- рисуют портрет сказочного героя;
- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;
- составление пожелания персонажу.
Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяю группу заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка.
Считаю еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:
- работа с текстом до чтения;
- работа с текстом во время чтения;
- работа с текстом после чтения.
Хочу сказать о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого учу детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.
Для себя ставлю следующие задачи:
- Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.
- Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.
- Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.
Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.
Применяю много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Использую различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте, интегрированные уроки. Включаю в уроки игровые моменты.
Провожу уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка как современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.
Для написания под диктовку и списывания использую отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.
Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи на уроках создаю проблемные ситуации.
Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.
Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формирую здоровый образ жизни не только на классных часах, но и использую вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаю пословицы о здоровье и проводим небольшие беседы: «Чистота – залог здоровья», «Кто долго жует, тот долго живет», и другие.
В процессе обучения и воспитания я стараюсь активно использовать современные образовательные технологии. Провожу уроки-игры, уроки-путешествия, мини-спектакли и уроки – ролевые игры. С целью эффективности обучения, помимо использования наглядных пособий, тестовых заданий и других средств, стараюсь применять презентации и видеофильмы, разработанные и адаптированные к условиям общеобразовательных школ, в результате чего уровень обученности учащихся возрастает.
Программа «Школа России» предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.
Выпускник должен:
- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;
- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;
- быть личностью, не впадающей в депрессию;
- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);
- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли.
Комплект «Школа России» проверен временем и обеспечивает хорошие результаты. Благодаря ему, традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном, ей свойственна открытость, способность впитывать в себя новые и новые общедидактические и методические идеи.
Образовательные технологии и методы обучения, используемые мною в образовательном процессе
Эффективность урока определяется как его структурой, так и методикой, которая предусматривает, какие методы, приёмы, средства обучения и в какой последовательности и взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Игровые технологии.
- Технология коммуникативного обучения.
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.
- Технология индивидуализации обучения.
- Технология программированного обучения.
- Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Разрабатывая вопрос о структуре уроков, я сталкиваюсь с проблемой сравнительной эффективности различных методов обучения, применяемых на занятиях: уроки-зачёты, практикумы, диспуты, интегрированные уроки, игры-путешествия. Приёмы и методы подачи материала всегда разнообразны.
Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, использую следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов и т.д.;
- репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый или эвристический метод;
- исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.