Содержание научно–методической деятельности
Теоретический блок: изучение передового педагогического опыта, научно-методической литературы по предметам.
Практический блок: Стремлюсь учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, добиваться общего развития личности, ума, воли и чувств. Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых – не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Принимать каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и внеурочную работу.
Принципы концепции — обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся — и самых слабых, и самых сильных. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.
Аналитический блок: анализ и интерпретация полученных результатов на основе мониторинга.
В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия Урок-экскурсия, урок-сказка, урок-исследование, урок-театрализация, урок-викторина, уроки-семинары, практикумы, уроки-зачеты, уроки-лекции.
Использование современных технологий обучения
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и др., с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также и во внеклассных занятиях.
В своей работе я использую следующие технологии
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс;
- информационно-коммуникативные технологии.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов.
Для оптимизации образовательного процесса применяю:
- технологию РКМЧ;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологию проблемного и дифференцированного обучения;
- технологию «Портфолио».
Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Использование ИКТ
В своей работе я часто применяю ИКТ.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению мотивации к учению;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- развитие наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе
Цель: обеспечение здоровья учащихся.
Методы:
- Учёт особенностей каждого ученика.
- Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
- Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
- Создание условий для самовыражения учащихся.
- Инициация разнообразных видов деятельности.
- Предупреждение гиподинамии.
Ожидаемые результаты:
- Предотвращение усталости и утомляемости.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Прирост учебных достижений.
Технологии дифференцированного обучения
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям – это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
№ | Название используемой технологии | Обоснование применения | Имеющийся или прогнозируемый результат |
---|---|---|---|
1 | Применение ИКТ | • повышение мотивации учащихся • новый уровень восприятия учебного материала • достижение дифференциации обучения учащихся • развитие информационной компетенции | • развитие самостоятельных умений и навыков учащихся • повышение интереса к изучаемому предмету • развитие компетенций • повышается уровень компьютерных знаний |
2 | Технология индивидуального обучения (автор Г.А. Кузнецова) - частично | • применение заданий разного уровня | • развитие умения самостоятельного выполнения работы • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |
3 | Методика работы в группах с интеграцией идивидуализированного обучения (автор В.Д. Шадриков) | • развитие сотрудничества в ученическом коллективе • развитие коммуникативных навыков учащихся | • повышается интерес к предмету • развитие навыков коллективной деятельности • повышается успеваемость и качество знаний по предмету |
4 | Интеграция уроков (частичная) | • всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения, частично – литературное чтение – изобразительное искусство | • уметь извлекать знания в межпредметной деятельности |
5 | Игровые технологии (автор Б.П. Никитин) | • повышение мотивации учащихся | • повышение интереса к изучаемому предмету |
6 | Здоровьесберегающие технологии | • повышение эффективности уровня | • улучшение качества знаний |
7 | Технология уровневой дифференциации (автор В.В. Фирсова) | • применение заданий разного уровня | • развитие умения самостоятельной работы • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |